museum art4
Художник
: Пономарев Александр

Пономарев Александр

1957
Александр Пономарев, 1957

Простой советский мальчик Саша Пономарёв учился в простой советской художественной школе и мечтал о заграничных путешествиях.

Реализовать свои мечтания простой советский мальчик мог либо подавшись в дипломаты, либо записавшись в мореходы. В итоге окончил Высшее инженерно-морское училище в Одессе, получил специальность командира торпедного отсека подводной лодки, но бороздил моря-океаны всё больше на торговых судах, попутно забегая в крупнейшие музеи мира за художественным просвещением. В ’81 году был вынужден оставить море, поступил в аспирантуру, занимался транспортно-технологическими системами.

Всё это время рисование не прекращал, со временем дослужился до Горкома графиков, вступил в Союз Художников. Ну а дальше начались его выставочные проекты.

На рубеже 80-90х годов появляются его «абстрактные топографии» - большие картины изображающие воображаемые острова и океаны. В начале 90х появляется его первая «протоинсталяция» - конструкция из разрезанных корабельных фрагментов была помещена напротив огромной картины, получилось великое о великом супротив великого. Примерно о том же его работы из корабельных цепей в калининградском Музее мирового океана. В 1995 появляется его проект «Корабельное Воскресение» - расписанные корабли на корабельном кладбище в Балтийском море, далее на эту тему прошла выставка в Третьяковской галерее, где были представлены фото- и видео- документация этого проекта. В 1997 был проект «Северный след Леонардо», с раскрашенной стометровой лодкой в городе Полярный на Баренцевом море. В этом же году был осуществлён проект «Потерянный остров» - тогда Пономарёв имитировал исчезновение острова Седовласый в Кольском заливе.

Инсталляция «Дыхание океана» была изготовлена в 1998 году для Всемирной выставки «Океан – достояние будущего», проходившая в Лиссабоне. Французы его заметили и не постеснялись предложить парижский Музей науки для экспонирования его «Памяти воды». А дальше уже Пономарёв не постеснялся и выиграл конкурс Фонда Александра Кальдера, написав в заявке на участие, что он победит, ведь он тоже Саша и тоже моряк. Работая в мастерской знаменитого скульптора, Пономарёв создал сложнейшую субмарину, которая плавала по Луаре, потом была в Люксембурге, бассейне Тюильри в Париже, в итоге на ярмарке FIAC оная была приобретена для Центра Жоржа Помпиду, она же бороздила Москву-реку во время 2й Московской биеннале. На этом французская любовь не закончилась, и они с радостью предложили Пономарёву взяться за проект монумента «Немо-Верн» в городе Куртуа на севере Франции.

На данный момент, как и прежде, интерес западной критики к Пономарёву намного превышает интерес отечественной. В своё время независимая французская арт-публика  им восторгалась, в то время как здесь только и твердили о несостоятельности русских творцов актуалки по сравнению с западными. К тому же, Пономарёв, человек обладающей здоровой моряцкой гордостью подстраиваться под арт-тусовку не собирался, хотя и понимал что это важно, если хочешь получить священное официальное признание.

В одном из интервью Пономарёва характеризуют как «инженера, обладающего феноменальным воображением, глубоким знанием истории искусства и актуальной проблематики». Нельзя не согласиться. Во-первых, Пономарёв искренне и всем сердцем любит старое искусство, в котором ценит прежде всего целостность художественного процесса. Во-вторых, в силу инженерного образования он постепенно от реального изображения, ещё в своих самых ранних графических работах,  перешёл к исследованию структуры, к исследованию того, как образ создаётся согласно законам зрения, природы. Он говорит о том, что в его поле зрения существуют две сферы: первая – конструкция, в которой происходит движение и взаимодействие элементов; вторая – само пространство, в которое он помещает объект и происходит уже его взаимодействие со средой, что рождает уже новую конструкцию. Получает своеобразный концептуальный ленд-арт, главный персонажем которого является выразительное безмолвие океана - пространство свободное от обманчивой социальной действительности.

Алеся Подлесных
Объект
Утилизация стай
смешанная техника
37x31x48
Утилизация стай, 2005 смешанная техника | 37x31x48