Художник

Ситников Василий

Василий Ситников (1915-1987)

Василий Ситников – классический случай  матёрого нонконформиста: метода социалистического реализма в угоду власти не придерживался, в местах не столь отдалённых побывал, на учёте у психиатра  числился, наконец, что ни товарищ - так ещё один «несогласный». Имя «Василий Ситников» ещё и подписано от руки на пригласительных «бульдозерной выставки», хотя участия по факту вроде как и не произошло. Но вот что точно, так это то, что работы его можно было увидеть на Венецианской биеннале в ‘77м году, если только Вы уже родились и достигли сознательного возраста и у Вас не было советского гражданства.

Куда ни сунься в поисках подробностей биографии Василия Ситникова, везде встречаешь  его кличку «Васька-Фонарщик» и историю о том, как Ситников заведовал диапозитивами под руководительством известного искусствоведа, специалиста по иконописи Алпатова, за что и получил такое прозвище. Ещё тогда за ним ходила слава придурковатого человека, что, наверное, даже жизнь ему спасало, учитывая весь контекст.

Ситникову в своё время удалось сделать невозможное – открыть неофициальную художественную школу, в чём ему отчасти справка от доктора также поспособствовала. В. Воробьёв  о «Академии» Ситникова : «В новоявленной культуре подполья первенствовала академия Васьки-Фонарщика – частная художественная школа, открыто работавшая с 1951 года в квартире служащего высшего училища изобразительных искусств Василия Яковлевича Ситникова. К нему, любителю искусства, сорока лет от роду, наделённому врождённым даром педагога, деспота, гипнотизёра, тянулись обездоленные рисовальщики с проблесками гениальности. На занятиях царила абсолютная свобода творчества и железная дисциплина. Профессор всех профессоров, как себя представлял хозяин школы, требовал от учеников, престарелых инвалидов войны и безусых юнцов, и стилевого разнообразия, и совершенства техники».

О педагогических методах Ситникова  Ю. Ведерник, с трепетом вспоминая ласковые слова учителя: «Жопа Юлик! Что такое рисунок? Как надо рисовать? Рисовать надо в уме. То есть Я учу рисованию видением, воображением. Надо учиться рисовать – видеть не горизонт рисуемого предмета, а его перед. Об линии надо забывать и даже не знать, что это такое. Как корова. Она не знает что такое линия. Линии вообще-то и нет. Есть горизонт, то есть заворот на невидимую сторону. Перед, форма – вот ориентиры, а их может быть сколько угодно. Для облегчения и скорейшего обучения рисованию НАДО АБСОЛЮТНО вытравить в себе всякую заботу о пропорциях, ибо забота эта преждевременна и только сковывает и воспитывает в ученике страхи и опасения, как бы не вышло «плохо» или «непохоже». Вытравлять абсолютно всё, кроме единственной заботы о форме и пространстве, и этому надо учиться прежде всего. А всё остальное – и пропорции, и композиции, и ритм, и гармонии – всё, всё, всё придёт само собою, даже не заметно самим обучающимся».

Умер Василий Ситников в Нью-Йорке в 1987 году в полной нищете. Почти всё наследие его пропало, в плоть до ’91 года работ его авторства в СССР не было.

Алеся Подлесных

Графика
Портрет Елены Ивановой
Портрет Елены Ивановой, 1963
59 x41
бумага, акварель
Живопись
Воскресенье
Воскресенье, 1987
27x42
картон, гуашь, масло