museum art4

«И досадно мне стало, что у меня не было и не будет времени заняться искусством». Образы Ленина из коллекции Игоря Суханова

11.03.2021 - 10.04.2021

Кураторы: Александр Дашевский, Игорь Суханов

К 150-летию В. И. Ульянова-Ленина

Вынесенная в название цитата взята из воспоминаний Луначарского. 1905 год, революция. Ленин ночует в квартире у товарища. В библиотеке хозяина обнаруживается коллекция художественных альбомов. Владимир Ильич разглядывает их вместо сна, а с утра резюмирует: «Какая увлекательная область история искусства! Сколько здесь работы для коммуниста! Вчера до утра не мог заснуть, все рассматривал одну книгу за другой. И досадно мне стало, что у меня не было и не будет времени заняться искусством». С этого момента пройдет совсем немного времени, и история искусства обогатится десятками тысяч произведений, посвященных Ленину. 

В России сегодняшнего дня политический спрос на эту фигуру минимален.  Ленин не легитимирует действующую систему властных отношений, не поднят на щит оппозицией, даже в качестве сырья для постсоветского остроумия он уже не годен. Отдельные призывы перечитать Ленина пока не обрели силу общественного тренда. Наш проект рассказывает об изменениях образа, оставляя политическую фигуру за пределами исследования. Представляется, что в 2020 году это еще возможно. Но не потому, что излучение советского проекта ослабло (это так, но постсоветский период будет длиться, пока не появится новая внесоветская повестка), а потому, что широкая реактуализация ленинского наследия, судя по некоторым признакам, вероятна. Когда это произойдет, функционирование образа снова подчинится политическим нуждам.

Этот проект не следует воспринимать как пародию на юбилейные советские выставки и ленинианы, как ностальгическое шоу или шутку. Выставка — попытка представить частное собрание и частный интерес к теме, не так давно обладавшей статусом первостепенной государственной важности. Круглая дата — триггер, направивший коллекционерский драйв на обильный, разношерстный и требовательный материал. За время подготовки выставки корпус произведений, посвященных Ленину в собрании ДК ГРОМОВ, увеличился втрое. Иконография Ленина всегда оперативно отзывалась на изменение ситуации. Мы не претендуем показать ее коллизии во всей полноте. В экспозиции не представлен латиноамериканский и африканский Ленин. Почти нет Ленина из стран-участниц Варшавского договора, из удаленных республик СССР. Тем не менее мы пунктирно наметили несколько сюжетов, которые, надеемся, будут увлекательны для зрителя.

Первый построен вокруг взаимодействия двух модернизмов — социального и художественного. Модернистский проект социальных преобразований требовал включить образ Ленина в пропагандистскую работу, укрепить авторитетом главного революционера все идеологически значимые места. Отсюда вытекали требования  к эстетике — традиционность, понятность, портретное сходство, тиражность. Художественный модернизм использовал образ Вождя для легитимации экспериментов с художественной формой, которые, иногда были инспирированы желанием переоткрыть Ленина, очистить его от конъюнктурных наслоений, вернуться к истокам ленинизма через новый пластический язык.

Второй сюжет рассказывает о биографии героя и вариантах ленинского бессмертия: от мифологизированной советской агиографии до конспирологических теорий.

Третий подводит к современной ситуации, где Ленин превратился в узнаваемый значок без содержания, в ссылку на рабочем столе, которая никуда не ведет. Центральным тут является зал-тупик механического постсоветского юмора, однообразно троллящего революционера, редуцированного до интернет-мема.

Четвертый  сюжет образован современными произведениями, в которых образ героя выставки становится тревожным. Забытый, отверженный, вытесненный, Ленин вновь проступает сквозь простые фактуры, как письмена на пиру Валтасара.  

Завершается выставка небольшой открытой библиотекой из собрания ДК Громов, где можно самостоятельно почитать ленинское наследие и сопутствующие материалы. 


ВЫСТАВКА ОРГАНИЗОВАНА СОВМЕСТНО С ДК ГРОМОВ


DK_Gromov_Logo_3.jpg


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА: 


afisha-logo-black.png

buro247.png  

Cultura_LOGO_91-6.png

Logo_Final_02.png

работы
работ: 16
58х36; сукно, монеты
Юрий Молодковец. Русский бильярд, 2016 58х36; сукно, монеты |
74х54; бумага, смешанная техника
Пётр Кирюша. Ленин, 2017 74х54; бумага, смешанная техника |
62х49; цветная фотография; иИз коллекции «Новый музей Аслана Чехоева»
Владислав Мамышев-Монро. Ленин из серии «Жизнь замечательных Монро». , 1995 62х49; цветная фотография; иИз коллекции «Новый музей Аслана Чехоева» |
68х51х20; акриловый композит, керамика
Антонина Фатхуллина. Immortal, 2020 68х51х20; акриловый композит, керамика |
83х55; холст, масло, 35 мышеловок
Владимир Козин. Ленин-мышеловка, 2014 83х55; холст, масло, 35 мышеловок |
42Х24х24; мех, шитье, подиум, стекло
Наташа Юдина. Ленин в зимнем уборе, 2017 42Х24х24; мех, шитье, подиум, стекло |
233х73х93; земля, дерево, сграффито, cмешанная техника
Вадим Михайлов, Александр Цикаришвили, Нестор Энгельке. ЗеЛенин 21, 2020 233х73х93; земля, дерево, сграффито, cмешанная техника |
50х50; бумага, шелкография; тираж: 5/25
Павел Пепперштейн. About Lenin, 2001 50х50; бумага, шелкография; тираж: 5/25 |
100х75; бумага ручной работы, сериграфия
Энди Уорхолл. Черный Ленин, 2000 100х75; бумага ручной работы, сериграфия |
120x64; бумага, шелкография
Александр Косолапов. McLenin`s, 1991 120x64; бумага, шелкография |
34x24; смешанная техника
Паруйр Давтян. Элементарий из «Сада внутренних камней», 2020 34x24; смешанная техника |
38х49х14; бронза
Леонид Соков. Ленин и Джакометти, 1989 38х49х14; бронза |
150х80; ткань, нити, аппликация
Андрей Хлобыстин. Не ленись!, 1988 150х80; ткань, нити, аппликация |
11x10x6; гипс, акрил
Маяна Насыбуллова. Ленин-Чебурашка из серии «Ленин для души», 2017 11x10x6; гипс, акрил |
80x60; бумага, акрил
Инал Савченков. Ленин и Крупская, 1989 80x60; бумага, акрил |
200х80; ткань, акрил
Хаим Сокол. Портрет Ленина, 2014 200х80; ткань, акрил |
Экспозиция