museum art4

Дискуссия: "После конечности искусства"

26.02.2021 - 26.02.2021

Модератор: Борис Клюшников

Участники: 
Илья Будрайтскис
Дима Венков
Александр Евангели
Ира Корина
Даша Кузнецова
Сергей Мохов
Глеб Напреенко
Данила Ткаченко
Александр Эткинд

"В тяжелых условиях первых месяцев пандемии сложно было не ощущать подгоняющего давления. Казалось, что если побыстрее осмыслить ситуацию, предложить варианты развития событий или высказаться, можно будет избавиться хотя бы от ощущения неопределенности. Оглядываясь назад и перебирая в голове разные тексты кажется, что в них вереницей призраков перечислялись возможные и утраченные сценарии. Так, некоторые считали, что режим самоизоляции, приостановка привычного хода работы, заставит нас остановить и капиталистическую машину. Потом довольно быстро стало очевидно, что пандемия лишь подчеркивает неравенство, угрожает самым незащищенным группам. Дискуссии часто затрагивали тему политического протеста и солидарности в условиях социальной дистанции, задавались вопросом о политике в режиме ограниченного присутствия. Спустя совсем короткое время мы увидели, что политическое и телесное соприсутствие интенсифицируется по всему миру. В связи с распространением ZOOM и переходом в онлайн шла речь о разрушении образования и студенчества. Но одновременно с этим создавались новые семинары и платформы. Но самое важное, на что обращала внимание в своих текстах Кети Чухров, ощущалась невозможность коллективного траура и оплакивания. Сам этот перебор различных вариантов, многочисленные высказывания указывали на желание (как можно скорее) пережить происходящее. Настоящее застревало непрожитым куском, фрагментом, который заставлял его обдумывать и обдумывать, повторять и повторять. 
Размышляя о знаменитом тезисе о "конце искусства" у Гегеля, Роберт Пиппин свел все к простому тезису. Конец искусства означает, что "искусство теперь несет на себе бремя своего собственного осмысления". Это осмысление сливается с оправданием своей невозможности выразить что-то существенное в современности. Искусство больше неадекватно развитию духа и оно должно осмыслить теперь не столько свою роль в истории духа, сколько саму невозможность играть значимую роль. Таким образом, искусство обрело "призрачное" существование. Призрак – это то, что не удалось оплакать и отпустить. В XX веке эта парадоксальная негативность искусства, его существование после собственной незавершенной кончины, сделало искусство местом, вокруг которого может собраться все неупокоенное" 
Борис Клюшников 

Дискуссия проекта "ЭТО СРАБОТАЕТ, ЕСЛИ ЗАКРОЕШЬ ГЛАЗА" с одной стороны подводит итог лекционной программе, основными темами которой стали состояние апокалипсиса и понятие смерти в разных исследовательских ракурсах. С другой стороны, это попытка взглянуть на искусство и его роль в условиях незавершенного оплакивания и траура.

Продолжительность дискуссии 2 часа, с 18:00 до 20:00

Видео дискуссии по ссылке.