museum art4

Олег Котельников | Пронежность

11.10.2023 - 18.11.2023

«В последнее время Олег Котельников полюбил писать UND DU в своих композициях. После победного клича АССА 1980-х Котельников теперь снова стал обращаться к зрителю и визуально и словесно. И на этот раз он говорит каждому: «И ты». Едва ли он хочет напомнить нам знаменитое «И ты, Брут!». Скорее его завораживает почти готовый палиндром: возможность переместить N и прочитать UND DU справа налево, задом наперед. Если Крученых и Хлебников в 1912 году издали «Мирсконца», открывавшийся лучистым рисунком Ларионова и стихотворением Крученых «Как трудно мертвых воскрешать…», то Котельников сто лет спустя, подписывая UND DU над ангелом Александрийского столпа или под изображениями угрожающих черепов и повешенных скелетов, дает возможность событиям апокалипсиса двигаться во все стороны. Время не раскручивается с конца, но перетекает, перекатывается свободно туда-сюда. И веселые или мрачные скелеты встречаются и в начале времен, и в конце, и в середине, вылезая из промежности D D с таким же упорством, с каким воскресают и обрастают плотью мертвецы на Страшном суде Луки Синьорелли в полосатом соборе Орвьето. Так и односложная ПРОНЕЖНОСТЬ просит, чтоб ее прочитали по-родственному как ПРОМЕЖНОСТЬ. И тогда, побужденные ее нежнейшим зовом, выйдут из нее и в ней же сокроются те теперь уже, наверное, сотни очень живых, анимированных символов и орудий смерти, что возникли в творчестве Котельникова в 2020-2023 годах.
В 1983 году 25-летний Котельников стал гением «Дикой живописи» товарищей Тимура Новикова «Новых художников». Параллельно с брутальным экспрессионизмом он думал и рисовал в другой манере – в тонких рисунках тушью или пером по высохшей акварели. Через 40 лет горчичные зерна каллиграфии резко пошли в рост, образуя целые поля плясок смерти на самых разных поверхностях: на акварельной бумаге, картонах, линолеуме, полиэтиленовых шторах, изнанке упаковок и ракушках, оставшихся от трапезы в ресторане «Ем». Изображения эти растут так, словно их наносит рукой художника неведомая сила, одновременно древняя и самая новейшая, граффитистская, отправляющая людям весть прямо из Космоса. Та сила, что двигала неизвестными художниками на гранитных берегах Онежского озера или на плоскогорьях Анд.
«Завидовать тем, кто что-нибудь сделал», - обронил как-то раз Виктор Цой. Тот, кто однажды что-нибудь сделал, пускается в путешествие по канату длиною в жизнь. Он балансирует между тем, как себя не повторять, и как остаться верным себе. На трагическом рубеже 2020-х Котельников не только вновь воодушевил своими рисунками и картинами эсхатологическую традицию мирового искусства от древних греков до Ренессанса и экспрессионизма, но и создал для нее и для каждого из нас точки заумного «расширенного смотрения». Свободное (а)моральное множество пляшущих точек зрения в этом «равнении на смерть» (Введенский) – авторский способ задать ужасному зрелищу бодрый ритм и открыть в нем эффект жизни «что надо», которая наступает после смерти, согласно некрогимну «Жировоск».
Екатерина Андреева, куратор, арт-критик, ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Государственного Русского Музея.

На персональной выставке «Пронежность» в АРТ4 Олег Котельников представит свежие работы 2023 года, а также переосмысления и видоизменения фрагментов работ 80-х. Старых работ не будет: этот проект про сегодня и из сегодняшнего дня. Экспозиция «Пронежности» – способ напомнить о чем-то простом и в то же время сложном, мощном и нежном, о веселье и макабре, одним словом, о самой жизни.

Куратор: Ирина Венская

Экспозиция