В школьные годы, до войны, Михаил Рогинский посещал художественную школу в Чудовом переулке, на Кропоткинской. Эта школа станет важным местом для Рогинского, сам он будет там преподавать (1963-1969 годы) и именно из школьного обихода одолжит ему гардеробщица тетя Милаша тот самый знаменитый примус, который он напишет в множестве вариаций в шестидесятые годы, период, который искусствоведы и современники выделяют как самый примечательный и «ценный» в его творчестве.
Изо 3. Михаил Рогинский. Кастрюля на примусе. 1965. Холст, масло. 81x70 см. Собрание Ирины Мягковой
После художественной школы в 1946 году Рогинский поступил в Московское городское художественное училище, а в 1950 году на отделение сценографии в Училище памяти 1905 года. После училища Михаил Александрович отправился в армию, на Кольский полуостров, практически на границу с Норвегией, служить в пехотные войска. Он долгое время пытался добиться этого, и даже написал письмо Молотову, чтобы ему разрешили пройти службу, не смотря на статус сына «врага народа». В армии он усиленно скрывал, что имеет художественное образование, чтобы его не отправили рисовать ненавистные ему агитационные материалы. Рогинский вообще не был склонен, в жизни, и в работе, делать то, что шло вразрез с его желаниями и убеждениями, то, что как либо ему претило. А особенной степени претил ему всегда советский режим.
После трехлетней службы в армии Михаил Александрович отправился в российскую провинцию, работать в театрах согласно полученному образованию театрального художника. За этот долгий период он побывал в Златоусте, Пскове, Лысьве. Именно в Лысьве, небольшом городе в Пермской области, он познакомился со своей первой женой Марией Зыковой (в последствие Рогинской), она была актрисой местного драматического театра, в котором работал Михаил. Мария Рогинская вспоминает о молодом театральном художнике, каким она впервые увидела его в Лысьве:«Я обратила внимание, что он очень небольшого роста, что он так бедно одет, мрачный… Он всегда мрачный такой был в тот период. Какой-то такой черный цвет я от него увидела». В 1957 году у Марии и Михаила родился сын Саша, единственный наследник художника.
Михаил Рогинский. Москва - это прежде всего….. 1996. Холст, масло. 71х210 см. Собрание музея АРТ4, Москва
В этом же 1963 году Рогинский пишет картину «Стол, стул, лампочка», сюжет которой составляет фрагмент интерьера со всем, перечисленным в названии. Эта работа становится одним из переломных, программных его произведений, она обозначает смещение фокуса в сторону скупой предметности окружающего и формирование особенной философии Рогинского-живописца: «Когда я работаю, в конечном итоге больше всего я выражаюсь в том, как я пишу — то есть цвет, фактура, организация, пропорции. Но делается это не ради живописи…Живопись — вместо жизни. Или, другими словами, живопись для меня — это нарисованная жизнь». На протяжении шестидесятых люди исчезают из его работ, Рогинский все больше пишет собственную квартиру: по частям и составляющим, по большей части в фокусе оказывается именно кухня, наполняющие ее предметы, от чайника до кафельной плитки. В этот время он тесно общается с художником Борисом Турецким (втроем с Владимиром Немухиным они подрабатывали, рисуя плакаты и доску почета для фабрики «Ударница»), а тот знакомит его с творчеством Пита Мондриана, показывает небольшую книгу с репродукциями. Голландский модернист произвел на молодого Рогинского большое впечатление, он не признавал, что в жизни, а особенно в молодости, у него имелись какие-либо учителя в классическом понимании, считал, что по-настоящему научили его чему-то именно Турецкий, продолжительная карьера в театре и Мондриан.
В 1964 году Михаил Рогинский принимает участие в первой групповой выставке как живописец. Выставка проходила в помещении молодежного клуба в здании бывшего кинотеатра «Диск» за Рижским вокзалом. Рогинский выставил работы с газовыми плитами и трамваями, а также серию «Футболы», в последней изображалась игра на поле и стрелками была отмечена траектория полета мяча (сам художник любил играть в футбол и болел за ЦСКА). Пришедший на выставку поэт Генрих Сапгир назвал работы Михаила Рогинского «поп-артом», с тех под звание «отца российского поп-арта» прочно прикрепилось к нему и, что называется, вошло в учебники.
Сам Рогинский в то время о факте существования данного направление в американском послевоенном искусстве не знал: все новости о современных художественных практиках он черпал исключительно из журнала «Польша». С американским искусством познакомился в 1965 году, когда реабилитированный отец принес ему из библиотеки журнал «Америка» со статьей о Роберте Раушенберге, разглядев сходства между его работами и творчеством сына (вспомнить, к примеру, легендарный объект-живопись Рогинского «Красная дверь»).
Михаил Рогинский. Дверь. 1965. Дерево, масло, металл.160x70 см. Собрание Государственной Третьяковской галереи, Москва
Cвою принадлежность к поп-арту Рогинский даже отрицал, уповая на то, что внимание предмету и жанру кухонного натюрморта уделяли еще старые голландцы в XVII веке.
Выставка в бывшем кинотеатре «Диск» стала для Рогинского важной возможностью не только получить признание и отклик публики, но и лицезреть свои работы со стороны, висящими на стене. Увидев их в новом, выставочном, свете, художник решил, что им не хватает действия и они слишком описательны. В дальнейшем он выведет резкую, но честную формулу своего видения:«Работа должна висеть, как плевок на стене». В живописи шестидесятых он только начал к этому подходить. В частности, силу действия в живописи, он увидел во внедрении печатного текста, как у американца Роберта Индиана и, как это ни странно, в советской вывеске и плакате.
Так через несколько дней после открытия групповой выставки Михаил Рогинский шел на работу в художественную школу по Кропоткинской, там у пожарной части он увидел плакаты с нравоучительными лозунгами, вроде «Спичка детям не игрушка» — этот момент он потом вспоминал как поворотный, с тех пор в его живописи начали появляться буквы, слова, лозунги, диалоги, на русском, а в дальнейшем и на французском языках. Сначала это были наложения казенного советского шрифта, будто скопированные с поверхности непосредственного носителя — вывески, стены — позже это стали фрагменты речи, добавляющие нарратива, либо поэтичные фразы, будто звучащие из уст самого художника.
Михаил Рогинский. Спички «Снижай Скорость». 1965. Холст, масло. 79.5x70 см. Собрание The Zimmerli Art Museum, Нью Джерси, США.
В ЗНУИ Рогинский проработал до самого отъезда из России в конце семидесятых, период с начала десятилетия выдался для художника крайне тяжелым, он был отмечен трудностями в профессиональной и личной жизни — он, по собственному выражению, «сломался». За восемь лет до отъезда он создал всего 25 работ (обычно такое количество он производил за один месяц). Преимущественно это были небольшие темперы, написанные на левкасе, нанесенном на картон или фанеру: городские пейзажи, сцены из жизни города (рынок, трамвайные пути) типичные для Рогинского более позднего периода, однако выполненные при помощи совсем иного живописного языка. Существует версия, что такие колебания и отклонение от намеченного в шестидесятых курса были обусловлены непониманием со стороны художественного сообщества (критикой, к примеру, со стороны лианозовской группы), на фоне невозможности выставляться, проблем в семье и «советской мерзости вокруг». Сбитый с толку, Рогинский ходил в Третьяковскую галерею и смотрел на русскую живопись девятнадцатого века, пытался ей подражать. Как-то, пришедший к нему в мастерскую художник Виталий Комар взглянул на новые работы и сказал о старых:«Ты сделал такое, что нельзя было идти обратно».
В сентябре 1975 года Рогинский принимал участие в групповой выставке, которая проходила в павильоне культуры на ВДНХ. Туда пришла молодая искусствовед грузинского происхождения Нана Шелия, она пожелала купить одну из его работ, «Маленький рынок». Незадолго после Михаил и Нана (в будущем Лиана Рогинская) стали жить вместе, поженились, вместе с двумя собаками они поселились в мастерской художника неподалеку от Пушкинского музея. В это же время Михаил принял участие в еще одной выставке, в зале Московского союза художников на Беговой. Это была большая групповая экспозиция 12 художников, которая скорее напоминала 12 персональных. На ней он показывал свои работы из шестидесятых (городские пейзажи, серию «Кафель», «примусы», «спички»), как бы игнорируя последний, спорный, период своего творчества, который в последствие сам будет осознанно вычеркивать из своего наследия.
Примерно в этот же период Рогинские начинают готовиться к эмиграции. Михаил признавался, что к этому его окончательно подтолкнули две вещи: чтение того самого журнала «Америка» и выставка нонконформистов в павильоне культуры на ВДНХ в 1975 году. Относительно последней: представленное искусство показалось ему незаслуживающим своего успеха. Но не только художественная, но и, конечно же, политическая ситуация в стране заметно удручала Рогинского. Как вспоминает его первая жена Мария, еще в годы их совместной жизни, задолго до эмиграции: «Миша очень эмоционально реагировал на все, что происходило в стране, очень многое вызывало у него гнев. Помню, вхожу на кухню, а он, белый как мел, рвет газету: ‘Все вранье!’. Уже тогда он стал задумываться об отъезде. И в то же время он очень-очень болел за все то, что происходит здесь».
Нана занималась документами, ходила по инстанциям. Осенью 1977 года информация о потенциальной эмиграции семьи художника просочилась — Рогинских потребовали немедленно освободить мастерскую. Перед выездом они устроили распродажу работ, на которую пришло большое количество людей. Нане также пришлось распродать свою библиотеку, чтобы выручить денег на дальнейшие странствия и без того сильно нуждавшейся семьи.
На зиму перед эмиграцией Рогинские переехали к подруге семьи искусствоведу Аде Беляевой в строящийся отдаленный район Орехово-Зуево, далее — в квартиру напротив Донского монастыря. Эта зима в переездах, бытовых неудобствах и ожидании осталась в памяти супругов как крайне тяжелое время. Наконец, они получают разрешение на выезд и вылетают в Вену, откуда планируется дальнейший перелет в США. Однако, в Австрии, на полпути выясняются трудности дальнейшего путешествия с собаками (обе собаки Рогинских отправились вместе с ними в эмиграцию), выясняется, что нужно лететь через Рим, где сдавать собак в карантин, что все сильно осложняет. В этот момент было принято решение ехать в Париж. После полутора месяцев в Вене Рогинские отправляются во Францию.
«По приезде в Париж я плоховато понимал, что творится вокруг. Ходил каждое воскресенье, когда вход бесплатный, в Центр Помпиду. Смотрел. И понял, что живописи больше нет, что людей интересует скорее какая-то социальная информация. Мне такое искусство оказалось ни к чему. И я начал думать: а мне-то что делать? И стал писать картины с пластмассовыми бутылками из-под минералки. А потом начал рисовать полки, искал в них какие-то ритмы. То есть занимался чисто пластическими задачами. Там совершенно не было свойственной мне раньше социальности. Потом возникло желание вспомнить. Я сделал несколько больших работ на бумаге о Москве….». Помимо в чем-то ностальгических пейзажей Москвы Рогинский пишет серию «Квартира», воспроизводящую одну из его московских квартир покомнатно, в деталях. Эта серия выставлялась в Вене, где он, совместно со скульптором Вадимом Космачевым создал практически тотальную инсталляцию-оммаж московскому жилью.
Михаил Рогинский. Без названия. 1988-1990. Гофрокартон, акрил. 84х77 см. Собрание музея АРТ4, Москва
Также в середине восьмидесятых обозначает себя другая магистральная линия в творчестве Рогинского, это был период, который он сам называл периодом «неоэкспрессионизма»: в его живописи появляются композиции с большими фигурами, они ведут диалоги, озвучиваются их мысли, фирменные тексты появляются на них в «пузырях». Как говорил сам мастер, надписи были необходимы, чтобы «снять картинность с картины», внести в живопись необходимый ей контрапункт. Многие надписи появляются на французском языке, Рогинский выучил его хорошо, ему нравилось на нем говорить. Однако, не смотря на наличие французского паспорта, гражданином Франции он себя никогда так и не почувствовал, его все же тянуло обратно в Россию. Он говорил, что станет французом только когда сможет вместо московской толпы писать арабов и афроамериканцев, толпившихся на площади Праздников в 19 округе, где находилась его мастерская. Но их он так никогда и не написал, а, рассуждая о своих «москвичах» говорил, что слышит голоса, которыми они говорят.
В девяностые годы Рогинский заново переживают пространство Москвы, образы которой так долго и бережно хранил будучи в эмиграции. Это выдержанное в сероватой, блеклой гамме, будто задернутое пеленой, место населено людьми, которые ходят на танцы, стоят в очередях, сидят на кухнях.
Всю жизнь работавший с живописью Михаил Рогинский говорил, что только под конец начал понимать, что значит настоящая интеллектуальность в живописи, выраженная в ее пластике и ни в чем другом. Он находил ее в отказе от излишнего символизма, увлечения модернизмом и «якобы умным формализмом». Он говорил: «Моя работа — это всего лишь отклик на то, что я вижу и знаю, что происходит здесь, на Западе, и особенно там, в России. Искусство с большой буквы, то есть искусство само по себе, меня не интересует, или, вернее, я его не понимаю. Да я просто не знаю, что это такое в живописи — искусство. Это, наверное, только пока учишься». В поздний период Михаил Рогинский перестал писать людей и обратился практически исключительно к жанру натюрморта.
Михаил Рогинский. Продуктовый магазин. 1996. Холст, масло. 48,5х205 см. Собрание музея АРТ4, Москва
В школьные годы, до войны, Михаил Рогинский посещал художественную школу в Чудовом переулке, на Кропоткинской. Эта школа станет важным местом для Рогинского, сам он будет там преподавать (1963-1969 годы) и именно из школьного обихода одолжит ему гардеробщица тетя Милаша тот самый знаменитый примус, который он напишет в множестве вариаций в шестидесятые годы, период, который искусствоведы и современники выделяют как самый примечательный и «ценный» в его творчестве.
Изо 3. Михаил Рогинский. Кастрюля на примусе. 1965. Холст, масло. 81x70 см. Собрание Ирины Мягковой
После художественной школы в 1946 году Рогинский поступил в Московское городское художественное училище, а в 1950 году на отделение сценографии в Училище памяти 1905 года. После училища Михаил Александрович отправился в армию, на Кольский полуостров, практически на границу с Норвегией, служить в пехотные войска. Он долгое время пытался добиться этого, и даже написал письмо Молотову, чтобы ему разрешили пройти службу, не смотря на статус сына «врага народа». В армии он усиленно скрывал, что имеет художественное образование, чтобы его не отправили рисовать ненавистные ему агитационные материалы. Рогинский вообще не был склонен, в жизни, и в работе, делать то, что шло вразрез с его желаниями и убеждениями, то, что как либо ему претило. А особенной степени претил ему всегда советский режим.
После трехлетней службы в армии Михаил Александрович отправился в российскую провинцию, работать в театрах согласно полученному образованию театрального художника. За этот долгий период он побывал в Златоусте, Пскове, Лысьве. Именно в Лысьве, небольшом городе в Пермской области, он познакомился со своей первой женой Марией Зыковой (в последствие Рогинской), она была актрисой местного драматического театра, в котором работал Михаил. Мария Рогинская вспоминает о молодом театральном художнике, каким она впервые увидела его в Лысьве:«Я обратила внимание, что он очень небольшого роста, что он так бедно одет, мрачный… Он всегда мрачный такой был в тот период. Какой-то такой черный цвет я от него увидела». В 1957 году у Марии и Михаила родился сын Саша, единственный наследник художника.
Михаил Рогинский. Москва - это прежде всего….. 1996. Холст, масло. 71х210 см. Собрание музея АРТ4, Москва
В этом же 1963 году Рогинский пишет картину «Стол, стул, лампочка», сюжет которой составляет фрагмент интерьера со всем, перечисленным в названии. Эта работа становится одним из переломных, программных его произведений, она обозначает смещение фокуса в сторону скупой предметности окружающего и формирование особенной философии Рогинского-живописца: «Когда я работаю, в конечном итоге больше всего я выражаюсь в том, как я пишу — то есть цвет, фактура, организация, пропорции. Но делается это не ради живописи…Живопись — вместо жизни. Или, другими словами, живопись для меня — это нарисованная жизнь». На протяжении шестидесятых люди исчезают из его работ, Рогинский все больше пишет собственную квартиру: по частям и составляющим, по большей части в фокусе оказывается именно кухня, наполняющие ее предметы, от чайника до кафельной плитки. В этот время он тесно общается с художником Борисом Турецким (втроем с Владимиром Немухиным они подрабатывали, рисуя плакаты и доску почета для фабрики «Ударница»), а тот знакомит его с творчеством Пита Мондриана, показывает небольшую книгу с репродукциями. Голландский модернист произвел на молодого Рогинского большое впечатление, он не признавал, что в жизни, а особенно в молодости, у него имелись какие-либо учителя в классическом понимании, считал, что по-настоящему научили его чему-то именно Турецкий, продолжительная карьера в театре и Мондриан.
В 1964 году Михаил Рогинский принимает участие в первой групповой выставке как живописец. Выставка проходила в помещении молодежного клуба в здании бывшего кинотеатра «Диск» за Рижским вокзалом. Рогинский выставил работы с газовыми плитами и трамваями, а также серию «Футболы», в последней изображалась игра на поле и стрелками была отмечена траектория полета мяча (сам художник любил играть в футбол и болел за ЦСКА). Пришедший на выставку поэт Генрих Сапгир назвал работы Михаила Рогинского «поп-артом», с тех под звание «отца российского поп-арта» прочно прикрепилось к нему и, что называется, вошло в учебники.
Сам Рогинский в то время о факте существования данного направление в американском послевоенном искусстве не знал: все новости о современных художественных практиках он черпал исключительно из журнала «Польша». С американским искусством познакомился в 1965 году, когда реабилитированный отец принес ему из библиотеки журнал «Америка» со статьей о Роберте Раушенберге, разглядев сходства между его работами и творчеством сына (вспомнить, к примеру, легендарный объект-живопись Рогинского «Красная дверь»).
Михаил Рогинский. Дверь. 1965. Дерево, масло, металл.160x70 см. Собрание Государственной Третьяковской галереи, Москва
Cвою принадлежность к поп-арту Рогинский даже отрицал, уповая на то, что внимание предмету и жанру кухонного натюрморта уделяли еще старые голландцы в XVII веке.
Выставка в бывшем кинотеатре «Диск» стала для Рогинского важной возможностью не только получить признание и отклик публики, но и лицезреть свои работы со стороны, висящими на стене. Увидев их в новом, выставочном, свете, художник решил, что им не хватает действия и они слишком описательны. В дальнейшем он выведет резкую, но честную формулу своего видения:«Работа должна висеть, как плевок на стене». В живописи шестидесятых он только начал к этому подходить. В частности, силу действия в живописи, он увидел во внедрении печатного текста, как у американца Роберта Индиана и, как это ни странно, в советской вывеске и плакате.
Так через несколько дней после открытия групповой выставки Михаил Рогинский шел на работу в художественную школу по Кропоткинской, там у пожарной части он увидел плакаты с нравоучительными лозунгами, вроде «Спичка детям не игрушка» — этот момент он потом вспоминал как поворотный, с тех пор в его живописи начали появляться буквы, слова, лозунги, диалоги, на русском, а в дальнейшем и на французском языках. Сначала это были наложения казенного советского шрифта, будто скопированные с поверхности непосредственного носителя — вывески, стены — позже это стали фрагменты речи, добавляющие нарратива, либо поэтичные фразы, будто звучащие из уст самого художника.
Михаил Рогинский. Спички «Снижай Скорость». 1965. Холст, масло. 79.5x70 см. Собрание The Zimmerli Art Museum, Нью Джерси, США.
В ЗНУИ Рогинский проработал до самого отъезда из России в конце семидесятых, период с начала десятилетия выдался для художника крайне тяжелым, он был отмечен трудностями в профессиональной и личной жизни — он, по собственному выражению, «сломался». За восемь лет до отъезда он создал всего 25 работ (обычно такое количество он производил за один месяц). Преимущественно это были небольшие темперы, написанные на левкасе, нанесенном на картон или фанеру: городские пейзажи, сцены из жизни города (рынок, трамвайные пути) типичные для Рогинского более позднего периода, однако выполненные при помощи совсем иного живописного языка. Существует версия, что такие колебания и отклонение от намеченного в шестидесятых курса были обусловлены непониманием со стороны художественного сообщества (критикой, к примеру, со стороны лианозовской группы), на фоне невозможности выставляться, проблем в семье и «советской мерзости вокруг». Сбитый с толку, Рогинский ходил в Третьяковскую галерею и смотрел на русскую живопись девятнадцатого века, пытался ей подражать. Как-то, пришедший к нему в мастерскую художник Виталий Комар взглянул на новые работы и сказал о старых:«Ты сделал такое, что нельзя было идти обратно».
В сентябре 1975 года Рогинский принимал участие в групповой выставке, которая проходила в павильоне культуры на ВДНХ. Туда пришла молодая искусствовед грузинского происхождения Нана Шелия, она пожелала купить одну из его работ, «Маленький рынок». Незадолго после Михаил и Нана (в будущем Лиана Рогинская) стали жить вместе, поженились, вместе с двумя собаками они поселились в мастерской художника неподалеку от Пушкинского музея. В это же время Михаил принял участие в еще одной выставке, в зале Московского союза художников на Беговой. Это была большая групповая экспозиция 12 художников, которая скорее напоминала 12 персональных. На ней он показывал свои работы из шестидесятых (городские пейзажи, серию «Кафель», «примусы», «спички»), как бы игнорируя последний, спорный, период своего творчества, который в последствие сам будет осознанно вычеркивать из своего наследия.
Примерно в этот же период Рогинские начинают готовиться к эмиграции. Михаил признавался, что к этому его окончательно подтолкнули две вещи: чтение того самого журнала «Америка» и выставка нонконформистов в павильоне культуры на ВДНХ в 1975 году. Относительно последней: представленное искусство показалось ему незаслуживающим своего успеха. Но не только художественная, но и, конечно же, политическая ситуация в стране заметно удручала Рогинского. Как вспоминает его первая жена Мария, еще в годы их совместной жизни, задолго до эмиграции: «Миша очень эмоционально реагировал на все, что происходило в стране, очень многое вызывало у него гнев. Помню, вхожу на кухню, а он, белый как мел, рвет газету: ‘Все вранье!’. Уже тогда он стал задумываться об отъезде. И в то же время он очень-очень болел за все то, что происходит здесь».
Нана занималась документами, ходила по инстанциям. Осенью 1977 года информация о потенциальной эмиграции семьи художника просочилась — Рогинских потребовали немедленно освободить мастерскую. Перед выездом они устроили распродажу работ, на которую пришло большое количество людей. Нане также пришлось распродать свою библиотеку, чтобы выручить денег на дальнейшие странствия и без того сильно нуждавшейся семьи.
На зиму перед эмиграцией Рогинские переехали к подруге семьи искусствоведу Аде Беляевой в строящийся отдаленный район Орехово-Зуево, далее — в квартиру напротив Донского монастыря. Эта зима в переездах, бытовых неудобствах и ожидании осталась в памяти супругов как крайне тяжелое время. Наконец, они получают разрешение на выезд и вылетают в Вену, откуда планируется дальнейший перелет в США. Однако, в Австрии, на полпути выясняются трудности дальнейшего путешествия с собаками (обе собаки Рогинских отправились вместе с ними в эмиграцию), выясняется, что нужно лететь через Рим, где сдавать собак в карантин, что все сильно осложняет. В этот момент было принято решение ехать в Париж. После полутора месяцев в Вене Рогинские отправляются во Францию.
«По приезде в Париж я плоховато понимал, что творится вокруг. Ходил каждое воскресенье, когда вход бесплатный, в Центр Помпиду. Смотрел. И понял, что живописи больше нет, что людей интересует скорее какая-то социальная информация. Мне такое искусство оказалось ни к чему. И я начал думать: а мне-то что делать? И стал писать картины с пластмассовыми бутылками из-под минералки. А потом начал рисовать полки, искал в них какие-то ритмы. То есть занимался чисто пластическими задачами. Там совершенно не было свойственной мне раньше социальности. Потом возникло желание вспомнить. Я сделал несколько больших работ на бумаге о Москве….». Помимо в чем-то ностальгических пейзажей Москвы Рогинский пишет серию «Квартира», воспроизводящую одну из его московских квартир покомнатно, в деталях. Эта серия выставлялась в Вене, где он, совместно со скульптором Вадимом Космачевым создал практически тотальную инсталляцию-оммаж московскому жилью.
Михаил Рогинский. Без названия. 1988-1990. Гофрокартон, акрил. 84х77 см. Собрание музея АРТ4, Москва
Также в середине восьмидесятых обозначает себя другая магистральная линия в творчестве Рогинского, это был период, который он сам называл периодом «неоэкспрессионизма»: в его живописи появляются композиции с большими фигурами, они ведут диалоги, озвучиваются их мысли, фирменные тексты появляются на них в «пузырях». Как говорил сам мастер, надписи были необходимы, чтобы «снять картинность с картины», внести в живопись необходимый ей контрапункт. Многие надписи появляются на французском языке, Рогинский выучил его хорошо, ему нравилось на нем говорить. Однако, не смотря на наличие французского паспорта, гражданином Франции он себя никогда так и не почувствовал, его все же тянуло обратно в Россию. Он говорил, что станет французом только когда сможет вместо московской толпы писать арабов и афроамериканцев, толпившихся на площади Праздников в 19 округе, где находилась его мастерская. Но их он так никогда и не написал, а, рассуждая о своих «москвичах» говорил, что слышит голоса, которыми они говорят.
В девяностые годы Рогинский заново переживают пространство Москвы, образы которой так долго и бережно хранил будучи в эмиграции. Это выдержанное в сероватой, блеклой гамме, будто задернутое пеленой, место населено людьми, которые ходят на танцы, стоят в очередях, сидят на кухнях.
Всю жизнь работавший с живописью Михаил Рогинский говорил, что только под конец начал понимать, что значит настоящая интеллектуальность в живописи, выраженная в ее пластике и ни в чем другом. Он находил ее в отказе от излишнего символизма, увлечения модернизмом и «якобы умным формализмом». Он говорил: «Моя работа — это всего лишь отклик на то, что я вижу и знаю, что происходит здесь, на Западе, и особенно там, в России. Искусство с большой буквы, то есть искусство само по себе, меня не интересует, или, вернее, я его не понимаю. Да я просто не знаю, что это такое в живописи — искусство. Это, наверное, только пока учишься». В поздний период Михаил Рогинский перестал писать людей и обратился практически исключительно к жанру натюрморта.
Михаил Рогинский. Продуктовый магазин. 1996. Холст, масло. 48,5х205 см. Собрание музея АРТ4, Москва
В школьные годы, до войны, Михаил Рогинский посещал художественную школу в Чудовом переулке, на Кропоткинской. Эта школа станет важным местом для Рогинского, сам он будет там преподавать (1963-1969 годы) и именно из школьного обихода одолжит ему гардеробщица тетя Милаша тот самый знаменитый примус, который он напишет в множестве вариаций в шестидесятые годы, период, который искусствоведы и современники выделяют как самый примечательный и «ценный» в его творчестве.
Изо 3. Михаил Рогинский. Кастрюля на примусе. 1965. Холст, масло. 81x70 см. Собрание Ирины Мягковой
После художественной школы в 1946 году Рогинский поступил в Московское городское художественное училище, а в 1950 году на отделение сценографии в Училище памяти 1905 года. После училища Михаил Александрович отправился в армию, на Кольский полуостров, практически на границу с Норвегией, служить в пехотные войска. Он долгое время пытался добиться этого, и даже написал письмо Молотову, чтобы ему разрешили пройти службу, не смотря на статус сына «врага народа». В армии он усиленно скрывал, что имеет художественное образование, чтобы его не отправили рисовать ненавистные ему агитационные материалы. Рогинский вообще не был склонен, в жизни, и в работе, делать то, что шло вразрез с его желаниями и убеждениями, то, что как либо ему претило. А особенной степени претил ему всегда советский режим.
После трехлетней службы в армии Михаил Александрович отправился в российскую провинцию, работать в театрах согласно полученному образованию театрального художника. За этот долгий период он побывал в Златоусте, Пскове, Лысьве. Именно в Лысьве, небольшом городе в Пермской области, он познакомился со своей первой женой Марией Зыковой (в последствие Рогинской), она была актрисой местного драматического театра, в котором работал Михаил. Мария Рогинская вспоминает о молодом театральном художнике, каким она впервые увидела его в Лысьве:«Я обратила внимание, что он очень небольшого роста, что он так бедно одет, мрачный… Он всегда мрачный такой был в тот период. Какой-то такой черный цвет я от него увидела». В 1957 году у Марии и Михаила родился сын Саша, единственный наследник художника.
Михаил Рогинский. Москва - это прежде всего….. 1996. Холст, масло. 71х210 см. Собрание музея АРТ4, Москва
В этом же 1963 году Рогинский пишет картину «Стол, стул, лампочка», сюжет которой составляет фрагмент интерьера со всем, перечисленным в названии. Эта работа становится одним из переломных, программных его произведений, она обозначает смещение фокуса в сторону скупой предметности окружающего и формирование особенной философии Рогинского-живописца: «Когда я работаю, в конечном итоге больше всего я выражаюсь в том, как я пишу — то есть цвет, фактура, организация, пропорции. Но делается это не ради живописи…Живопись — вместо жизни. Или, другими словами, живопись для меня — это нарисованная жизнь». На протяжении шестидесятых люди исчезают из его работ, Рогинский все больше пишет собственную квартиру: по частям и составляющим, по большей части в фокусе оказывается именно кухня, наполняющие ее предметы, от чайника до кафельной плитки. В этот время он тесно общается с художником Борисом Турецким (втроем с Владимиром Немухиным они подрабатывали, рисуя плакаты и доску почета для фабрики «Ударница»), а тот знакомит его с творчеством Пита Мондриана, показывает небольшую книгу с репродукциями. Голландский модернист произвел на молодого Рогинского большое впечатление, он не признавал, что в жизни, а особенно в молодости, у него имелись какие-либо учителя в классическом понимании, считал, что по-настоящему научили его чему-то именно Турецкий, продолжительная карьера в театре и Мондриан.
В 1964 году Михаил Рогинский принимает участие в первой групповой выставке как живописец. Выставка проходила в помещении молодежного клуба в здании бывшего кинотеатра «Диск» за Рижским вокзалом. Рогинский выставил работы с газовыми плитами и трамваями, а также серию «Футболы», в последней изображалась игра на поле и стрелками была отмечена траектория полета мяча (сам художник любил играть в футбол и болел за ЦСКА). Пришедший на выставку поэт Генрих Сапгир назвал работы Михаила Рогинского «поп-артом», с тех под звание «отца российского поп-арта» прочно прикрепилось к нему и, что называется, вошло в учебники.
Сам Рогинский в то время о факте существования данного направление в американском послевоенном искусстве не знал: все новости о современных художественных практиках он черпал исключительно из журнала «Польша». С американским искусством познакомился в 1965 году, когда реабилитированный отец принес ему из библиотеки журнал «Америка» со статьей о Роберте Раушенберге, разглядев сходства между его работами и творчеством сына (вспомнить, к примеру, легендарный объект-живопись Рогинского «Красная дверь»).
Михаил Рогинский. Дверь. 1965. Дерево, масло, металл.160x70 см. Собрание Государственной Третьяковской галереи, Москва
Cвою принадлежность к поп-арту Рогинский даже отрицал, уповая на то, что внимание предмету и жанру кухонного натюрморта уделяли еще старые голландцы в XVII веке.
Выставка в бывшем кинотеатре «Диск» стала для Рогинского важной возможностью не только получить признание и отклик публики, но и лицезреть свои работы со стороны, висящими на стене. Увидев их в новом, выставочном, свете, художник решил, что им не хватает действия и они слишком описательны. В дальнейшем он выведет резкую, но честную формулу своего видения:«Работа должна висеть, как плевок на стене». В живописи шестидесятых он только начал к этому подходить. В частности, силу действия в живописи, он увидел во внедрении печатного текста, как у американца Роберта Индиана и, как это ни странно, в советской вывеске и плакате.
Так через несколько дней после открытия групповой выставки Михаил Рогинский шел на работу в художественную школу по Кропоткинской, там у пожарной части он увидел плакаты с нравоучительными лозунгами, вроде «Спичка детям не игрушка» — этот момент он потом вспоминал как поворотный, с тех пор в его живописи начали появляться буквы, слова, лозунги, диалоги, на русском, а в дальнейшем и на французском языках. Сначала это были наложения казенного советского шрифта, будто скопированные с поверхности непосредственного носителя — вывески, стены — позже это стали фрагменты речи, добавляющие нарратива, либо поэтичные фразы, будто звучащие из уст самого художника.
Михаил Рогинский. Спички «Снижай Скорость». 1965. Холст, масло. 79.5x70 см. Собрание The Zimmerli Art Museum, Нью Джерси, США.
В ЗНУИ Рогинский проработал до самого отъезда из России в конце семидесятых, период с начала десятилетия выдался для художника крайне тяжелым, он был отмечен трудностями в профессиональной и личной жизни — он, по собственному выражению, «сломался». За восемь лет до отъезда он создал всего 25 работ (обычно такое количество он производил за один месяц). Преимущественно это были небольшие темперы, написанные на левкасе, нанесенном на картон или фанеру: городские пейзажи, сцены из жизни города (рынок, трамвайные пути) типичные для Рогинского более позднего периода, однако выполненные при помощи совсем иного живописного языка. Существует версия, что такие колебания и отклонение от намеченного в шестидесятых курса были обусловлены непониманием со стороны художественного сообщества (критикой, к примеру, со стороны лианозовской группы), на фоне невозможности выставляться, проблем в семье и «советской мерзости вокруг». Сбитый с толку, Рогинский ходил в Третьяковскую галерею и смотрел на русскую живопись девятнадцатого века, пытался ей подражать. Как-то, пришедший к нему в мастерскую художник Виталий Комар взглянул на новые работы и сказал о старых:«Ты сделал такое, что нельзя было идти обратно».
В сентябре 1975 года Рогинский принимал участие в групповой выставке, которая проходила в павильоне культуры на ВДНХ. Туда пришла молодая искусствовед грузинского происхождения Нана Шелия, она пожелала купить одну из его работ, «Маленький рынок». Незадолго после Михаил и Нана (в будущем Лиана Рогинская) стали жить вместе, поженились, вместе с двумя собаками они поселились в мастерской художника неподалеку от Пушкинского музея. В это же время Михаил принял участие в еще одной выставке, в зале Московского союза художников на Беговой. Это была большая групповая экспозиция 12 художников, которая скорее напоминала 12 персональных. На ней он показывал свои работы из шестидесятых (городские пейзажи, серию «Кафель», «примусы», «спички»), как бы игнорируя последний, спорный, период своего творчества, который в последствие сам будет осознанно вычеркивать из своего наследия.
Примерно в этот же период Рогинские начинают готовиться к эмиграции. Михаил признавался, что к этому его окончательно подтолкнули две вещи: чтение того самого журнала «Америка» и выставка нонконформистов в павильоне культуры на ВДНХ в 1975 году. Относительно последней: представленное искусство показалось ему незаслуживающим своего успеха. Но не только художественная, но и, конечно же, политическая ситуация в стране заметно удручала Рогинского. Как вспоминает его первая жена Мария, еще в годы их совместной жизни, задолго до эмиграции: «Миша очень эмоционально реагировал на все, что происходило в стране, очень многое вызывало у него гнев. Помню, вхожу на кухню, а он, белый как мел, рвет газету: ‘Все вранье!’. Уже тогда он стал задумываться об отъезде. И в то же время он очень-очень болел за все то, что происходит здесь».
Нана занималась документами, ходила по инстанциям. Осенью 1977 года информация о потенциальной эмиграции семьи художника просочилась — Рогинских потребовали немедленно освободить мастерскую. Перед выездом они устроили распродажу работ, на которую пришло большое количество людей. Нане также пришлось распродать свою библиотеку, чтобы выручить денег на дальнейшие странствия и без того сильно нуждавшейся семьи.
На зиму перед эмиграцией Рогинские переехали к подруге семьи искусствоведу Аде Беляевой в строящийся отдаленный район Орехово-Зуево, далее — в квартиру напротив Донского монастыря. Эта зима в переездах, бытовых неудобствах и ожидании осталась в памяти супругов как крайне тяжелое время. Наконец, они получают разрешение на выезд и вылетают в Вену, откуда планируется дальнейший перелет в США. Однако, в Австрии, на полпути выясняются трудности дальнейшего путешествия с собаками (обе собаки Рогинских отправились вместе с ними в эмиграцию), выясняется, что нужно лететь через Рим, где сдавать собак в карантин, что все сильно осложняет. В этот момент было принято решение ехать в Париж. После полутора месяцев в Вене Рогинские отправляются во Францию.
«По приезде в Париж я плоховато понимал, что творится вокруг. Ходил каждое воскресенье, когда вход бесплатный, в Центр Помпиду. Смотрел. И понял, что живописи больше нет, что людей интересует скорее какая-то социальная информация. Мне такое искусство оказалось ни к чему. И я начал думать: а мне-то что делать? И стал писать картины с пластмассовыми бутылками из-под минералки. А потом начал рисовать полки, искал в них какие-то ритмы. То есть занимался чисто пластическими задачами. Там совершенно не было свойственной мне раньше социальности. Потом возникло желание вспомнить. Я сделал несколько больших работ на бумаге о Москве….». Помимо в чем-то ностальгических пейзажей Москвы Рогинский пишет серию «Квартира», воспроизводящую одну из его московских квартир покомнатно, в деталях. Эта серия выставлялась в Вене, где он, совместно со скульптором Вадимом Космачевым создал практически тотальную инсталляцию-оммаж московскому жилью.
Михаил Рогинский. Без названия. 1988-1990. Гофрокартон, акрил. 84х77 см. Собрание музея АРТ4, Москва
Также в середине восьмидесятых обозначает себя другая магистральная линия в творчестве Рогинского, это был период, который он сам называл периодом «неоэкспрессионизма»: в его живописи появляются композиции с большими фигурами, они ведут диалоги, озвучиваются их мысли, фирменные тексты появляются на них в «пузырях». Как говорил сам мастер, надписи были необходимы, чтобы «снять картинность с картины», внести в живопись необходимый ей контрапункт. Многие надписи появляются на французском языке, Рогинский выучил его хорошо, ему нравилось на нем говорить. Однако, не смотря на наличие французского паспорта, гражданином Франции он себя никогда так и не почувствовал, его все же тянуло обратно в Россию. Он говорил, что станет французом только когда сможет вместо московской толпы писать арабов и афроамериканцев, толпившихся на площади Праздников в 19 округе, где находилась его мастерская. Но их он так никогда и не написал, а, рассуждая о своих «москвичах» говорил, что слышит голоса, которыми они говорят.
В девяностые годы Рогинский заново переживают пространство Москвы, образы которой так долго и бережно хранил будучи в эмиграции. Это выдержанное в сероватой, блеклой гамме, будто задернутое пеленой, место населено людьми, которые ходят на танцы, стоят в очередях, сидят на кухнях.
Всю жизнь работавший с живописью Михаил Рогинский говорил, что только под конец начал понимать, что значит настоящая интеллектуальность в живописи, выраженная в ее пластике и ни в чем другом. Он находил ее в отказе от излишнего символизма, увлечения модернизмом и «якобы умным формализмом». Он говорил: «Моя работа — это всего лишь отклик на то, что я вижу и знаю, что происходит здесь, на Западе, и особенно там, в России. Искусство с большой буквы, то есть искусство само по себе, меня не интересует, или, вернее, я его не понимаю. Да я просто не знаю, что это такое в живописи — искусство. Это, наверное, только пока учишься». В поздний период Михаил Рогинский перестал писать людей и обратился практически исключительно к жанру натюрморта.
Михаил Рогинский. Продуктовый магазин. 1996. Холст, масло. 48,5х205 см. Собрание музея АРТ4, Москва
Спасибо за ваш заказ!
В поле e-mail обязательно указывайте адрес без ошибок. На указанный адрес придет ключ активации купленного продукта.
Вы можете посмотреть лоты вживую на нашей аукционной выставке в рабочие часы Музея ART4.
МОСКВА, ХЛЫНОВСКИЙ ТУПИК, 4
ПН-ПТ, с 11:00 до 19:00
+7(499) 136 56 56